Borko (borko) wrote,
Borko
borko

Categories:

"Музей преступлений коммунизма"

О том, что в Джакарте (это, если кто забыл - Индонезия) есть "Музей преступлений коммунизма" мы прочли в Lonely Planet. И тут же полезли искать адрес: как профессионалу пройти мимо такого!
Хотя, мы почти не сомневались, что это будет что-то маленькое, задворочное и непопулярное, примерно, как музей ГУЛАГА в Москве. Кстати, интересно, многие ли из читающих заглядывали туда хоть раз?

Казалось бы, местонахождение его - на отшибе, на краю огромного выставочного парка (нечто вроде нашего ВДНХ) подтверждало наши догадки. С трудом - на перекладных и с приключениями добрались до места. Нас не насторожила даже каменная арка с непонятными словами и широкая аллея, ведущая от нее к музею. По ходу над дорожкой выросло еще одно арочное сооружение из мрачного бетона. На обратном пути мы поняли, что оно символизирует весьма условного орла с герба Индонезии. Все и впрямь напоминало ВДНХ 80-90-х: бескрайние просторы, зеленые аллеи, какие-то павильоны и ощущение заброшенности и одиночества.

Пройдя с километр, мы обнаружили бронетранспортер, стоящий на подиуме у входа в скромный домик. Зашли, купив недорогие билеты. И ничего не поняли. В небольшом зальчике с грязными стенами висели некачественные любительские фотографии, явно снятые в одном месте в один день: солдаты что-то копали в саду и суетились вокруг дыры в земле. Всмотревшись, сообразили, что производится эксгумация тел. Видимо, штольня была затоплена водой, потому что туда спускался аквалангист. Дальше шли столь же невнятные фото торжественных похорон; гробы везли на бронетранспортерах и несли на руках по улицам города. На многих снимках мелькало слегка знакомое лицо моложавого офицера в камуфляже и темных очках. Разобрали надпись: Сухарто! 



Бронетранспортер, на котором тела везли в город:




Одна из многочисленных фотографий эксгумации:




Очередной зал внес некоторую ясность. Десять портретов армейских офицеров, их краткие биографии, некоторые личные вещи в витринах. Это и были главные жертвы попытки коммунистического переворота 30 сентября 1965 года - похищенные, убитые и скрытые не то в колодце, не то в штольне. Скудная экспозиция все же зацепила деталями: погибшие были разного возраста, принадлежали к разным религиям (христиане, мусульмане и даже буддист) и, судя по семейным портретам, были людьми европеизированными и интеллигентными. На фотографиях они танцевали с женами и играли со своими детьми, вызывая симпатию и сочувствие. В двух отдельных стеклянных витринах были выставлены акваланг, в котором спускались в штольню за телами, а также - рация, по которой генерал и будущий президент отдал приказ о начале поисковой операции. Еще одним доказательством вины врагов служили странные постановочные фотографии, воспроизводящие зверские убийства.

Каждому из погибших посвящен стенд с биографией и витрина с личными вещами:


Окровавленная одежда погибших:

 

"Фотореконструкция" преступных действий путчистов:



Акваланг и рация:



В следующем зале висел лишь один большой коллаж, сделанный из тех же самых фотографий. Некоторые фигуры помечены на нем красными циферками. Это были Сухарто и вдовы погибших, снятые на похоронах:





И все. На этом "преступления коммунизма" заканчивались, вызвав у нас кучу вопросов. Дальше шел длинный коридор с буфетом посередине, выводящий во внутренний двор.
Лишь закусив булочками, мы вдруг обнаружили, что за двориком экспозиция продолжается. Выяснилось, что мы каким-то образом вошли не в главный вход, а в боковой флигель, которым экспозиция как раз заканчивалась. Сам же музей был средних размеров дворцом с широкими полутемными залами (мрачность которых усугублялась низкими потолками) и неработающими скульптурными фонтанами в длинных коридорах.

Интерьеры основного здания музея:


Некоторые таблички под экспонатами стерлись, монументальные надписи на стенах осыпались:

  

Мемориальная доска сообщала, что музей был открыт по решению президента Республики Индонезия Сухарто в 1981 году:




Увиденное нами в первых (т.е. последних) залах было все же самой "материальной" частью музея. Основная же экспозиция являла собой "чистую идею". Это были крупные диарамы-инсталляции, числом под сотню, изображавшие хронику проникновения в страну коммунизма и варварские деяния его носителей. Судя по датам, началось все после окончания Второй Мировой, когда были изгнаны японцы, а затем и датчане-колонизаторы. Каждому эпизоду соответствовала диарама. Запомнился интерьер скромной квартиры, где в полумраке настольной лампы заседала небольшая ячейка, задумавшая похищение тех самых офицеров и последующий переворот. Фигурки людей, деревья и машины под стеклом напоминали съемочную площадку мультфильма.

Общий вид одного из залов диарам:






Диарама "Гибель генерала Яни" и подпись к ней:
"1 октября 1965 года в 4 часа ночи генерал А. Яни был похищен членами нелегальной армии коммунистических ополченцев, использовавших для этого униформу президентской гвардии. Это были лидер группы, второй сержант Расвард, второй сержант Джияди и капрал Докрин. Генерал вышел навстречу им в пижаме и Расвад сказал, что Президент вызывает его к себе насколько это возможно срочно. Генерал поверил ему и собрался переодеться в мундир. Докрин стал возражать против этого, что крайне рассердило генерала и он накричал на капрала. После чего повернулся, чтобы вернуться в свою комнату. В этот момент Джияди выстрелил в него и убил. Генерал упал на пол, его тело вытащили в сад, похитили и после захоронили в Лубанг Буайя."


Посетителей было много, включая несколько групп школьников. Вот ребята с Сулавеси (один из островов Индонезии) и их учитель. Если б дело происходило у нас, то по его камуфляжным штанам и берцам я решил бы, что он либо физрук, либо преподаватель НВП:

 

Со стороны трудно угадать, что внутри саркофага, стоящего в центре одного из залов. Это оказались два автомата 60-х гг. - пожалуй, единственный "материальный" объект основной экспозиции. Кому они принадлежали — нам неизвестно.

 

А еще эти инсталляции напомнили детство и школьные книги о приключениях героев-подпольщиков.




После попытки переворота Сухарто, как оставшийся после уничтожения генералитета старшим по званию офицером, принял на себя командование армией, а после - и президентство.




Заседание коммунистической ячейки, это мы и без подписи поняли:



КПИ старалась проникнуть не только в политику, но и остальные сферы жизни, включая культуру и искусство.



Конфликты были в основном в сельскохозяйственных районах. Так нам показалось.



Нападение крестьян-коммунистов какого-то кооператива и драка с солдатами.





Нападение на полицейский участок:






Как был побежден опасный враг экспозиция не рассказывала. Уже приехав домой, нашли информацию в интернете о почти миллионе погибших в результате последующих "чисток".

UPDATE. Еще одна, немного в другом ракурсе, публикация об этом музее в Грани.ру.
Tags: Джакарта, Индонезия, Путешествия, история, пропаганда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments